четверг, 20 августа 2015 г.

Cisco IVR TCL. Или пишем голосовое IVR меню на языке TCL, с использованием Cisco IVR API.


Сегодня речь о голосовом меню IVR, которое мы будем создавать на языке TCL, и внедрять на маршрутизатор Cisco.
Итак, для начала давайте разберемся в азах.
Cisco начиная с версии IOS 12 поддерживает как VXML так и TCL скрипты для работы с голосовым меню. Однако, в отличии от VXML, скрипты на TCL имеют гораздо больше возможностей взаимодействия с IVR API Cisco.
Все документы, связанные с IVR от Cisco, которые мне довелось получить можно скачать здесь.

Первое, что при изучении голосового меню от Cisco очень трудно понять, дак это так называемые FSM переходы.
Выглядит это примерно так:
set ivr_fsm(CALLCOMES,ev_setup_indication) "act_Setup same_state"
Переходов таких может быть сколько угодно, и расположены они в конце TCL скрипта.
Давайте разберемся, что это вообще такое. Общий синтаксис этой команды таков:
set array(CURRSTATE,curr_event) “act_proc NEXTSTATE”
где:
  array – это имя fsm массива.
  CURRSTATE – имя текущего состояния скрипта, при котором получено событие curr_event.
  act_proc – имя функции-обработчика события, которую необходимо выполнить при поступлении события curr_event в состоянии curr_state.
  NEXTSTATE – имя состояния, в которое должен перейти звонок.
Т.е. FSM это маркер, по которому Cisco сравнивает полученное от API состояние с curr_event и текущий статус с CURRSTATE, если в каком либо FSM переходе они описаны, вызывается процедура act_proc и состояние изменяется на NEXTSTATE.
Самое главное в этом - это то, что текущее состояние и статус сравниваются со всеми описанными FSM переходами ОДНОВРЕМЕННО. Т.е. для Cisco не имеет значения порядок, в котором расположены FSM переходы, все они обрабатываются одновременно.

Второй момент, это сами функции, которые должны быть описаны до инициализации скрипта. В данных функциях уже есть что то знакомое обычным программистам. Так например, объявление переменных должно быть до вызова этих самых переменных. Все. Остальная работа - уникальна.
Например последовательность, ставшая норой во всех ООИП. Если у вас есть 2 команды:
media play leg_incoming $playng_files(noexist)
leg setup $numbers(ckp) callinfo leg_incoming
То по логике объекто-ориентированного (или не очень) языка программирования, у вас сначала выполнится:
media play
а затем:
leg setup
Здесь тоже выполнится в таком же порядке, но интерпретатор НЕ БУДЕТ ДОЖИДАТЬСЯ выполнения 1й команды, и сразу после запуска медиа будет выполнена следующая команда. Это частный случай и относится он в основном только к проигрыванию медиа-файлов абоненту. Окончание проигрывания обрабатывается уже за счет FSM переходов.

Назначение всех команд и состояний подробно описано в файле tcl_ivr_2.0_programming_guide, который вы можете скачать здесь, я поподробнее останавлюсь только на тех, которые буду использовать непосредственно в скрипте

1) Инициализация. Или подключение скрипта.
Начало любого TCL IVR скрипта содержит процедуру init:
proc init { } {
    puts "\n proc Init start"
    global param
}
Запуск которого осуществляется так же просто:
init
На этом простые вещи закончились, дальше все гораздо интереснее ;)
Последней исполняемой строкой скрипта должна быть строка определения стартового FSM перехода и стартового состояния. В нашем случае это:
fsm define ivr_fsm CALLCOMES
Это значит, что имя FSM массива задано как ivr_fsm, и стартовое состояние CALLCOMES
С инициализацией закончим, дальше будет понятнее, что происходит.

2) Приветствие.
proc Play_Welcome { } {
 puts "\n\n IVR - proc Play_Welcome start \n\n"
 global playng_files
 global param
 global pattern
 global numbers
 global workingtime
 
 #Вызываем процедуру, где описаны все переменные
 init_perCallVars
 
 #Получаем время
 GetDate
 #В зависимости рабочее сейчас время или нет, устанавливаем приветствие 
 if {$workingtime} {
 set after_welcome $playng_files(takenumber) 
 } else {
 set after_welcome $playng_files(noworking)
 }
 
 #Устанавливаем параметры подключения входящего вызова
 set param(interruptPrompt) true
 set param(abortKey) *
 set param(terminationKey) # 
 
 #Подключаем входящий вызов
 leg setupack leg_incoming
 leg proceeding leg_incoming
 leg connect leg_incoming
 
 #Запускаем процедуру сбора нажатых цифр со стороны звонящего
 leg collectdigits leg_incoming param pattern
 #Запускаем проигрыш файлов звонящему абоненту, после их окончания начнет действовать 
 таймер param(interDigitTimeout), по истечении которого будет событие ev_collectdigits_done
 media play leg_incoming %s500 $playng_files(welcome) $after_welcome $playng_files(onhold)
 #Запускаем таймер, по истечении которого произойдет событие ev_named_timer
 timer start named_timer $numbers(waiting_time) t1
}
Здесь довольно подробно все описано.
Результатом выполнения данной процедуры будет подключение входящей линии к Cisco за счет команд leg setupack, leg proceeding, leg connect, и проигрыш музыкальных файлов по очереди во входящую линию за счет команды media play leg_incoming. Тут же запускается процесс сбора нажатых клавиш (leg collectdigit) и таймер (timer start).
Так как стартовое состояние, заданное в нашем случае как fsm define ivr_fsm CALLCOMES, в него попадают сразу 3 FSM:
set ivr_fsm(CALLCOMES,ev_setup_indication)    "Play_Welcome,   same_state"
set ivr_fsm(CALLCOMES,ev_collectdigits_done)  "CheckDestanation,  same_state"
set ivr_fsm(CALLCOMES,ev_named_timer)          "GoToReception,  same_state"
Событие ev_setup_indication произойдет при поступлении звонка, и будет запущена процедура Play_Welcome, в которой описан старт процесса сбора нажатых цифр и старт таймера.
После окончания проигрывания музыки абоненту, начнется обратный отчет таймера param(initialDigitTimeout) (который можно было задать чуть выше строкой set param(initialDigitTimeout) 15), т.к. он у нас не указан, его стандартное значение 10 секунд, после чего скрипт получит событие ev_collectdigits_done, при наступлении которого, как мы описали в FSM переходе, будет выполнена функция CheckDestanation.
Таймер, запущенный в Play_Welcome командой:
#Тип таймера named_timer, длительность, взята из переменной numbers(waiting_time), имя таймера t1
timer start named_timer $numbers(waiting_time) t1
После своего окончания сгенерирует событие ev_named_timer, которое будет обработано следующим FSM переходом и вызовется процедура GoToReception.

3) Проверка введенного номера.
proc CheckDestanation { } {
    puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation start \n\n"
 global playng_files
 global numbers
 global digit
 #Останавливаем проигрыш медиа
 media stop leg_incoming
 
 #Определяем значение переменным
 set status [infotag get evt_status]
 set digit [infotag get evt_dcdigits]
 
 #Сравниваем полученные цифры и статусы
 #Если введенная цифра соответствует той, что задана в $numbers(fast_reception), 
 #подключаем на ресепшн, предварительно изменив статус на CALLCONNECTED, благодаря которому,
 #при наступлении события ev_setup_done (подключение к номеру секретаря) будет отработана процедура CallIsConnect
 if {$digit == $numbers(fast_reception)} {
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation digit = $digit\nGoing to next reception \n\n"
  fsm setstate CALLCONNECTED
  set digit $numbers(reception)
  #Передаем $digit в функцию CheckCallersAndConnect
  CheckCallersAndConnect $digit
 #Если введенная цифра соответствует той, что задана в $numbers(fast_ckp), подключаем на ЦКП
 } elseif {$digit == $numbers(fast_ckp)} {
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation digit = $digit\nGoing to next CKP \n\n"
  fsm setstate CALLCONNECTED
  set digit $numbers(ckp)
  #Передаем $digit в функцию CheckCallersAndConnect
  CheckCallersAndConnect $digit
 #Если введенная цифра соответствует той, что задана в $numbers(fast_fax), подключаем на факс
 } elseif {$digit == $numbers(fast_fax)} {
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation digit = $digit\nGoing to next fax \n\n"
  fsm setstate CALLCONNECTED
  set digit $numbers(fax)
  #Передаем $digit в функцию CheckCallersAndConnect
  CheckCallersAndConnect $digit
 #Если статус = cd_004 (введены корректные цифры номера) - подключаем к нужному номеру
 } elseif {$status == "cd_004"} {
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation status = $status digit = $digit \n\n"
  fsm setstate CALLCONNECTED
  #Передаем $digit в функцию CheckCallersAndConnect
  CheckCallersAndConnect $digit
 #Если статус = cd_005 (совпадение с dial plan) - подключаем к нужному номеру 
 } elseif {$status == "cd_005"} {
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation status = $status digit = $digit \n\n"
  fsm setstate CALLCONNECTED 
  #Передаем $digit в функцию CheckCallersAndConnect
  CheckCallersAndConnect $digit 
 #Если статус = cd_006 (набран не существующий номер) - играем в линию $playng_files(noexist)
 #и изменяем статус на TORECEPTION, при действии которого и наступлении события ev_media_done
 #(конец проигрывания звукового файла) вызовется процедура GoToReception
 } elseif {$status == "cd_006"} {
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation status = $status digit = $digit \n\n"
  fsm setstate TRYAGAIN
  media play leg_incoming $playng_files(noexist)
 #Во всех остальных случаях изменяем статус на TORECEPTION, при действии которого и 
 #наступлении события ev_media_done (конец проигрывания звукового файла) вызовется процедура GoToReception
 } else {
  #Проигрываем "Ваш вызов переадресовывается на секретаря"
  fsm setstate TORECEPTION
  media play leg_incoming $playng_files(toreception)  
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation status = $status \n\n"
 } 
}
В процедуре CheckDestanation, которая будет вызвана после набора (или не набора) номера звонящим абонентом, мы сравниваем полученные при наборе цифры с настройками и переводим скрипт в соответствующее состояние командой fsm setstate.
Все состояния, попавшие в функцию, попадают под следующие FSM переходы:
set ivr_fsm(CALLCONNECTED,ev_setup_done)   "CallIsConnect,  same_state"
set ivr_fsm(TORECEPTION,ev_media_done)           "GoToReception,  same_state"
set ivr_fsm(TRYAGAIN,ev_media_done)           "Play_TakeNumber,  TRYING"
set ivr_fsm(TRYING,ev_collectdigits_done)  "CheckDestanation,  same_state"
set ivr_fsm(TRYING,ev_named_timer)   "GoToReception,  same_state"
Давайте по порядку.
Итак, изначально функция CheckDestanation вызывается после окончания процедуры сбора нажатия клавиш.
Информацию о нажатых клавишах мы записываем в переменную digit с помощью команды set digit [infotag get evt_dcdigits]
Аналогично записываем состояние линии в переменную status
Затем сравниваем полученные результаты с заданными переменными и изменяем состояние скрипта при совпадении:
if {$digit == $numbers(fast_reception)} {
 puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation digit = $digit\nGoing to next reception \n\n"
 fsm setstate CALLCONNECTED
 leg setup $numbers(reception) callinfo leg_incoming
}

4) Подключение номера.
proc CallIsConnect { } {
 puts "\n\n IVR - proc CallIsConnect start \n\n"
 global playng_files 

 #Определяем чему равен status
 set status [infotag get evt_status]
 
 #Если статус равен ls_000 (успешное соединение с требуемым номером), изменяем состояние на CALLACTIVE
 if {$status == "ls_000"} {
 fsm setstate CALLACTIVE 
 
 #Если статус равен ls_002 (никто не ответил на звонок), запускаем процедуру запроса номера
 } elseif {$status == "ls_002"} {
  fsm setstate TRYAGAIN
  media play leg_incoming $playng_files(noanswer)
 #Если статус - неверный номер, запускаем процедуру запроса номера
 } elseif {$status == "ls_004" || $status == "ls_005" || $status == "ls_006"} {
  fsm setstate TRYAGAIN
  media play leg_incoming $playng_files(noexist)
 #Если статус равен ls_007 (абонент занят), запускаем процедуру запроса номера
 } elseif {$status == "ls_007"} {
  fsm setstate TRYAGAIN
  media play leg_incoming $playng_files(busy)
 }
}
Данная функция вызывается следующим FSM переходом:
set ivr_fsm(CALLCONNECTED,ev_setup_done)   "CallIsConnect,  same_state"
Событие ev_setup_done наступает после подключения звонящего к требуемой линии.

5) Разрыв соединения.
proc AbortCall { } {
 puts "\n\n IVR - proc AbortCall start \n\n"
 call close
}
Вызывается следующими FSM:
set ivr_fsm(any_state,ev_disconnected)      "AbortCall,   same_state"
set ivr_fsm(CALLACTIVE,ev_disconnected)     "AbortCall,  CALLDISCONNECTED"
set ivr_fsm(CALLDISCONNECTED,ev_disconnected)   "AbortCall,  same_state"
set ivr_fsm(CALLDISCONNECTED,ev_media_done)    "AbortCall,  same_state"
set ivr_fsm(CALLDISCONNECTED,ev_disconnect_done)  "AbortCall,  same_state"

6) Полная версия скрипта.
Выше были рассмотрены только основные функции скрипта, далее полный текст, имейте в виду, это практически самый простой вариант:
#######################################################
# Cisco IVR TCL script by Konovalov D.A. v.2
#######################################################
#
# Для дебага скрипта
#  debug voip application script
# Более полный дебага (не рекомендуется, может привести к перегрузке)
#   debug voip ivr
# 
# Скрипт должен быть запущен со следующими параметрами:
#  param allowed_pattern [5-7]..
#  param fastto_reception 1
#  param reception_number 5501
# param fastto_ckp 2
#  param ckp_number 5604
#  param fastto_fax 3
#  param fax_number 5799
#  param waiting_time 20
#  param max_try 3
#  param file_welcome flash:en_welcome.au
#  param file_takenumber flash:en_takenumber.au
#  param file_after flash:en_after.au
#  param file_busy flash:en_busy.au
#  param file_noexist flash:en_noexist.au
#  param file_noanswer flash:en_noanswer.au
#  param file_onhold flash:music-on-hold.au
#  param file_noworking flash:music-on-hold.au


#Процедура инициализации скрипта
proc init { } {
    puts "\n proc Init start"
    global param
}

#Процедура с переменными
proc init_perCallVars { } {
 global pattern
 global numbers
 global playng_files
 
 #####Допустимая нумерация
 #Если в параметрах скрипта не указана допустимая нумерация, будет установлено значение .... - 4 любых цифры
 if {[infotag get cfg_avpair_exists allowed_pattern]} {
  set pattern(1) [string trim [infotag get cfg_avpair allowed_pattern]]
  puts "\n\n IVR - Allowed pattern set as: $pattern(1) \n\n"
  } else {
   set pattern(1) ....
   puts "\n\n IVR - Allowed pattern set as DEFAULT: $pattern(1) \n\n"
   } 
 #####Номера
 #Секретарь. Если в параметрах скрипта не указан номер секретаря, номер будет установлен в 0000
 if {[infotag get cfg_avpair_exists reception_number]} {
  set numbers(reception) [string trim [infotag get cfg_avpair reception_number]]
  puts "\n\n IVR - reception number set as: $numbers(reception) \n\n"
  } else {   
   set numbers(reception) 0000
   puts "\n\n IVR - reception number set as DEFAULT: $numbers(reception) \n\n"
   } 
 #ЦКП 
 if {[infotag get cfg_avpair_exists ckp_number]} {
  set numbers(ckp) [string trim [infotag get cfg_avpair ckp_number]]
  puts "\n\n IVR - ckp number set as: $numbers(ckp) \n\n"
  } else {   
   set numbers(ckp) 0000
   puts "\n\n IVR - ckp number set as DEFAULT: $numbers(ckp) \n\n"
   }
 #Факс 
 if {[infotag get cfg_avpair_exists fax_number]} {
  set numbers(fax) [string trim [infotag get cfg_avpair fax_number]]
  puts "\n\n IVR - fax number set as: $numbers(fax) \n\n"
  } else {   
   set numbers(fax) 0000
   puts "\n\n IVR - fax number set as DEFAULT: $numbers(fax) \n\n"
   }   
 #Быстрый перевод на Ресепшн 
 if {[infotag get cfg_avpair_exists fastto_reception]} {
  set numbers(fast_reception) [string trim [infotag get cfg_avpair fastto_reception]]
  puts "\n\n IVR - fast to reception set as: $numbers(fast_reception) \n\n"
  } else {   
   set numbers(fast_reception) 1
   puts "\n\n IVR - fast to reception set as DEFAULT: $numbers(fast_reception) \n\n"
   }
 #Быстрый перевод на ЦКП 
 if {[infotag get cfg_avpair_exists fastto_ckp]} {
  set numbers(fast_ckp) [string trim [infotag get cfg_avpair fastto_ckp]]
  puts "\n\n IVR - fast to ckp set as: $numbers(fast_ckp) \n\n"
  } else {   
   set numbers(fast_ckp) 2
   puts "\n\n IVR - fast to ckp set as DEFAULT: $numbers(fast_ckp) \n\n"
   }
 #Быстрый перевод на факс 
 if {[infotag get cfg_avpair_exists fastto_fax]} {
  set numbers(fast_fax) [string trim [infotag get cfg_avpair fastto_fax]]
  puts "\n\n IVR - fast to fax set as: $numbers(fast_fax) \n\n"
  } else {   
   set numbers(fast_fax) 3
   puts "\n\n IVR - fast to fax set as DEFAULT: $numbers(fast_fax) \n\n"
   }
 #Время ожидания введения номера (должно быть больше времени проигрыша всех файлов приветствия)
 if {[infotag get cfg_avpair_exists waiting_time]} {
  set numbers(waiting_time) [string trim [infotag get cfg_avpair waiting_time]]
  puts "\n\n IVR - wait number set as: $numbers(waiting_time) \n\n"
  } else {   
   set numbers(waiting_time) 10
   puts "\n\n IVR - wait number set as DEFAULT: $numbers(waiting_time) \n\n"
   }
 #Количество попыток ввести правильный номер, прежде чем звонок будет переведен на секретаря
 if {[infotag get cfg_avpair_exists max_try]} {
  set numbers(max_try) [string trim [infotag get cfg_avpair max_try]]
  puts "\n\n IVR - max try set as: $numbers(max_try) \n\n"
  set numbers(cur_try) 0
  } else {   
   set numbers(max_try) 5
   puts "\n\n IVR - max try set as DEFAULT: $numbers(max_try) \n\n"
   set numbers(cur_try) 0
   }
 #####Музыкальные файлы, которые будут проигрываться  
 #Файл приветствия
 if {[infotag get cfg_avpair_exists file_welcome]} {
  set playng_files(welcome) [string trim [infotag get cfg_avpair file_welcome]]
  puts "\n\n IVR - file_welcome set as: $playng_files(welcome) \n\n"
  } else {
   #Если файл не найден, он будет заменен на тишину в 1мс
   set playng_files(welcome) %s1
   puts "\n\n IVR - file_welcome set as DEFAULT: $playng_files(welcome) \n\n"
   }
 #Файл запроса ввести требуемый номер
 if {[infotag get cfg_avpair_exists file_takenumber]} {
  set playng_files(takenumber) [string trim [infotag get cfg_avpair file_takenumber]]
  puts "\n\n IVR - file_takenumber set as: $playng_files(takenumber) \n\n"
  } else {
   #Если файл не найден, он будет заменен на тишину в 1мс
   set playng_files(takenumber) %s1
   puts "\n\n IVR - file_takenumber set as DEFAULT: $playng_files(takenumber) \n\n"
   }
 #Файл "Пожалуйста перезвоните позднее"
 if {[infotag get cfg_avpair_exists file_after]} {
  set playng_files(callafter) [string trim [infotag get cfg_avpair file_after]]
  puts "\n\n IVR - file_after set as: $playng_files(callafter) \n\n"
  } else {
   #Если файл не найден, он будет заменен на тишину в 1мс
   set playng_files(callafter) %s1
   puts "\n\n IVR - file_after set as DEFAULT: $playng_files(callafter) \n\n"
   }
 #Файл "Номер занят"
 if {[infotag get cfg_avpair_exists file_busy]} {
  set playng_files(busy) [string trim [infotag get cfg_avpair file_busy]]
  puts "\n\n IVR - file_busy set as: $playng_files(busy) \n\n"
  } else {
   #Если файл не найден, он будет заменен на тишину в 1мс
   set playng_files(busy) %s1
   puts "\n\n IVR - file_busy set as DEFAULT: $playng_files(busy) \n\n"
   }
 #Файл "Номер не существует"
 if {[infotag get cfg_avpair_exists file_noexist]} {
  set playng_files(noexist) [string trim [infotag get cfg_avpair file_noexist]]
  puts "\n\n IVR - file_noexist set as: $playng_files(noexist) \n\n"
  } else {
   #Если файл не найден, он будет заменен на тишину в 1мс
   set playng_files(noexist) %s1
   puts "\n\n IVR - file_noexist set as DEFAULT: $playng_files(noexist) \n\n"
   }
 #Файл "Соеденяю с секретарем/оператором"
 if {[infotag get cfg_avpair_exists file_toreception]} {
  set playng_files(toreception) [string trim [infotag get cfg_avpair file_toreception]]
  puts "\n\n IVR - file_toreception set as: $playng_files(toreception) \n\n"
  } else {
   #Если файл не найден, он будет заменен на тишину в 1мс
   set playng_files(toreception) %s1
   puts "\n\n IVR - file_toreception set as DEFAULT: $playng_files(toreception) \n\n"
   }
 #Файл "Номер не отвечает, перезвоните позднее"
 if {[infotag get cfg_avpair_exists file_noanswer]} {
  set playng_files(noanswer) [string trim [infotag get cfg_avpair file_noanswer]]
  puts "\n\n IVR - file_noanswer set as: $playng_files(noanswer) \n\n"
  } else {
   #Если файл не найден, он будет заменен на тишину в 1мс
   set playng_files(noanswer) %s1
   puts "\n\n IVR - file_noanswer set as DEFAULT: $playng_files(noanswer) \n\n"
   }
 #Файл музыки, которая будет проигрываться при ожидании
 if {[infotag get cfg_avpair_exists file_onhold]} {
  set playng_files(onhold) [string trim [infotag get cfg_avpair file_onhold]]
  puts "\n\n IVR - file_onhold set as: $playng_files(onhold) \n\n"
  } else {
   #Если файл не найден, он будет заменен на тишину в 1мс
   set playng_files(onhold) %s1
   puts "\n\n IVR - file_onhold set as DEFAULT: $playng_files(onhold) \n\n"
   }
 #Файл музыки, которая будет проигрываться В нерабочее время
 if {[infotag get cfg_avpair_exists file_noworking]} {
  set playng_files(noworking) [string trim [infotag get cfg_avpair file_noworking]]
  puts "\n\n IVR - file_noworking set as: $playng_files(noworking) \n\n"
  } else {
   #Если файл не найден, он будет заменен на тишину в 1мс
   set playng_files(noworking) %s1
   puts "\n\n IVR - file_noworking set as DEFAULT: $playng_files(noworking) \n\n"
   }
}

proc GetDate { } {
 global workingtime
 
 #Час
 set houris [clock format [clock seconds] -format %H]
 #День недели
 set dayis [clock format [clock seconds] -format %A]
 #Проверяем рабочее время
 if {$houris > 17 || $houris < 8 || $dayis=="Sunday" || $dayis=="Saturday"} {
 set workingtime 0
 } else {
 set workingtime 1
 }
}

#Процедура проигрыша приветствия
proc Play_Welcome { } {
    puts "\n\n IVR - proc Play_Welcome start \n\n"
 global playng_files
 global param
 global pattern
 global numbers
 global workingtime
 
 #Вызываем процедуру, где описаны все переменные
 init_perCallVars
 
 #Получаем время
 GetDate
 #В зависимости рабочее сейчас время или нет, устанавливаем приветствие 
 if {$workingtime} {
 set after_welcome $playng_files(takenumber) 
 } else {
 set after_welcome $playng_files(noworking)
 }
 
 #Устанавливаем параметры подключения входящего вызова
 set param(interruptPrompt) true
 set param(abortKey) *
 set param(terminationKey) # 
 
 #Подключаем входящий вызов
 leg setupack leg_incoming
 leg proceeding leg_incoming
 leg connect leg_incoming
 
 #Запускаем процедуру сбора нажатых цифр со стороны звонящего
 leg collectdigits leg_incoming param pattern
 #Запускаем проигрыш файлов звонящему абоненту, после их окончания начнет действовать 
 таймер param(interDigitTimeout), по истечении которого будет событие ev_collectdigits_done
 media play leg_incoming %s500 $playng_files(welcome) $after_welcome $playng_files(onhold)
 #Запускаем таймер, по истечении которого произойдет событие ev_named_timer
 timer start named_timer $numbers(waiting_time) t1
}

#Процедура запроса ввести номер
proc Play_TakeNumber { } {
    puts "\n\n IVR - proc Play_TakeNumber start \n\n"
 global playng_files
 global numbers
 global param
 global pattern
 
 #Проверяем какой раз абонент пытается набрать номер
 if {$numbers(cur_try) <= $numbers(max_try)} {
 puts "\n\n IVR - proc Play_TakeNumber current try is: $numbers(cur_try) \n\n"
 incr numbers(cur_try)
 #Запускаем процедуру сбора нажатых цифр со стороны звонящего
 leg collectdigits leg_incoming param pattern
 #Запускаем проигрыш файлов
 media play leg_incoming $playng_files(takenumber)
 #Запускаем таймер, по истечении которого произойдет событие ev_named_timer
 timer start named_timer $numbers(waiting_time) t1
 
 #Если попытка больше чем $numbers(max_try) - разъединяем
 } else { 
  fsm setstate CALLDISCONNECTED
  media play leg_incoming $playng_files(callafter) 
 }
}

#Процедура перевода звонка на секретаря
proc GoToReception { } {
 puts "\n\n IVR - proc GoToReception start \n\n"
 global numbers
 #Останавливаем проигрыш медиа
 media stop leg_incoming
 #Меняем состояние
 fsm setstate CALLCONNECTED
 
 set digit $numbers(reception)

 #Передаем $digit в функцию CheckCallersAndConnect
 CheckCallersAndConnect $digit
}

#Здесь проверяем введенные или не введенные звонящим цифры 
proc CheckDestanation { } {
    puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation start \n\n"
 global playng_files
 global numbers
 global digit
 #Останавливаем проигрыш медиа
 media stop leg_incoming
 
 #Определяем значение переменным
 set status [infotag get evt_status]
 set digit [infotag get evt_dcdigits]
 
 #Сравниваем полученные цифры и статусы
 #Если введенная цифра соответствует той, что задана в $numbers(fast_reception), 
 #подключаем на ресепшн, предварительно изменив статус на CALLCONNECTED, благодаря которому,
 #при наступлении события ev_setup_done (подключение к номеру секретаря) будет отработана процедура CallIsConnect
 if {$digit == $numbers(fast_reception)} {
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation digit = $digit\nGoing to next reception \n\n"
  fsm setstate CALLCONNECTED
  set digit $numbers(reception)
  #Передаем $digit в функцию CheckCallersAndConnect
  CheckCallersAndConnect $digit
 #Если введенная цифра соответствует той, что задана в $numbers(fast_ckp), подключаем на ЦКП
 } elseif {$digit == $numbers(fast_ckp)} {
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation digit = $digit\nGoing to next CKP \n\n"
  fsm setstate CALLCONNECTED
  set digit $numbers(ckp)
  #Передаем $digit в функцию CheckCallersAndConnect
  CheckCallersAndConnect $digit
 #Если введенная цифра соответствует той, что задана в $numbers(fast_fax), подключаем на факс
 } elseif {$digit == $numbers(fast_fax)} {
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation digit = $digit\nGoing to next fax \n\n"
  fsm setstate CALLCONNECTED
  set digit $numbers(fax)
  #Передаем $digit в функцию CheckCallersAndConnect
  CheckCallersAndConnect $digit
 #Если статус = cd_004 (введены корректные цифры номера) - подключаем к нужному номеру
 } elseif {$status == "cd_004"} {
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation status = $status digit = $digit \n\n"
  fsm setstate CALLCONNECTED
  #Передаем $digit в функцию CheckCallersAndConnect
  CheckCallersAndConnect $digit
 #Если статус = cd_005 (совпадение с dial plan) - подключаем к нужному номеру 
 } elseif {$status == "cd_005"} {
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation status = $status digit = $digit \n\n"
  fsm setstate CALLCONNECTED 
  #Передаем $digit в функцию CheckCallersAndConnect
  CheckCallersAndConnect $digit 
 #Если статус = cd_006 (набран не существующий номер) - играем в линию $playng_files(noexist)
 #и изменяем статус на TORECEPTION, при действии которого и наступлении события ev_media_done
 #(конец проигрывания звукового файла) вызовется процедура GoToReception
 } elseif {$status == "cd_006"} {
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation status = $status digit = $digit \n\n"
  fsm setstate TRYAGAIN
  media play leg_incoming $playng_files(noexist)
 #Во всех остальных случаях изменяем статус на TORECEPTION, при действии которого и 
 #наступлении события ev_media_done (конец проигрывания звукового файла) вызовется процедура GoToReception
 } else {
  #Проигрываем "Ваш вызов переадресовывается на секретаря"
  fsm setstate TORECEPTION
  media play leg_incoming $playng_files(toreception)  
  puts "\n\n IVR - proc CheckDestanation status = $status \n\n"
 } 
}

#Проверяем звонящего, со списком, если будет совпадение, сменим Имя, которое будет отображаться на вызываемом телефоне
proc CheckCallersAndConnect {digit} {
 puts "\n\n IVR - proc CheckCallersAndConnect start \n\n"
 
 set callernumber [infotag get leg_ani]
 
 switch $callernumber {
  "9120000000" {set callInfo(displayInfo) "Director(mobile)"}
  "9130000000" {set callInfo(displayInfo) "Buhgalter(mobile)"}  
  default {} 
 }
 puts "\n\n IVR - caller is $callernumber connect with $digit\n\n"
 
 leg setup $digit callInfo leg_incoming
}

#Процедура проверки состоянии линии после подключения звонящего к требуемому номеру
proc CallIsConnect { } {
 puts "\n\n IVR - proc CallIsConnect start \n\n"
 global playng_files 

 #Определяем чему равен status
 set status [infotag get evt_status]
 
 #Если статус равен ls_000 (успешное соединение с требуемым номером), изменяем состояние на CALLACTIVE
 if {$status == "ls_000"} {
 fsm setstate CALLACTIVE 
 
 #Если статус равен ls_002 (никто не ответил на звонок), запускаем процедуру запроса номера
 } elseif {$status == "ls_002"} {
  fsm setstate TRYAGAIN
  media play leg_incoming $playng_files(noanswer)
 #Если статус - неверный номер, запускаем процедуру запроса номера
 } elseif {$status == "ls_004" || $status == "ls_005" || $status == "ls_006"} {
  fsm setstate TRYAGAIN
  media play leg_incoming $playng_files(noexist)
 #Если статус равен ls_007 (абонент занят), запускаем процедуру запроса номера
 } elseif {$status == "ls_007"} {
  fsm setstate TRYAGAIN
  media play leg_incoming $playng_files(busy)
 }
}

#Процедура прерывания звонка
proc AbortCall { } {
 puts "\n\n IVR - proc AbortCall start \n\n"
 call close
}

#Исполнение скрипта
init

#Это набор состояний и возникающих при данных состояниях событий
#По сути именно это и описывает работу скрипта
 
 #Если в любом состоянии возникнет событие отключения ev_disconnected, вызвать AbortCall
 set ivr_fsm(any_state,ev_disconnected)      "AbortCall,   same_state"
 
 #Если в состоянии CALLCOMES возникнет событие ev_setup_indication (входящий вызов) 
        #запускается Play_Welcome, и состояние меняется на same_state (т.е. остается прежним)
 set ivr_fsm(CALLCOMES,ev_setup_indication)    "Play_Welcome,   same_state"
 
 #Если в состоянии CALLCOMES возникнет событие ev_collectdigits_done (закончен ввод цифр) 
        #запускается CheckDestanation, и состояние остается прежним
 set ivr_fsm(CALLCOMES,ev_collectdigits_done)  "CheckDestanation,  same_state"
 
 #Если в состоянии CALLCOMES возникнет событие ev_named_timer (закончился таймер ожидания ввода цифр) 
        #запускается GoToReception, и состояние остается прежним
 set ivr_fsm(CALLCOMES,ev_named_timer)   "GoToReception,  same_state"
 
 #Если в состоянии TORECEPTION возникнет событие ev_media_done (закончился проигрыш файла) 
        #запускается GoToReception, и состояние остается прежним
 set ivr_fsm(TORECEPTION,ev_media_done)           "GoToReception,  same_state"
 
 #Данные настройки описывают поведение скрипта при ошибке в номере
 set ivr_fsm(TRYAGAIN,ev_media_done)           "Play_TakeNumber,  TRYING"
 set ivr_fsm(TRYING,ev_collectdigits_done)  "CheckDestanation,  same_state"
 set ivr_fsm(TRYING,ev_named_timer)   "GoToReception,  same_state"
 
 #Если в состоянии CALLCONNECTED возникнет событие ev_setup_done (установлено/неустановлено соединение с требуемым номером)
        #запускается CallIsConnect, и состояние остается прежним
 set ivr_fsm(CALLCONNECTED,ev_setup_done)   "CallIsConnect,  same_state"
 
 #Эти события отрабатывают отключение линии
 set ivr_fsm(CALLACTIVE,ev_disconnected)     "AbortCall,   CALLDISCONNECTED"
 set ivr_fsm(CALLDISCONNECTED,ev_disconnected)   "AbortCall,   same_state"
 set ivr_fsm(CALLDISCONNECTED,ev_media_done)    "AbortCall,   same_state"
 set ivr_fsm(CALLDISCONNECTED,ev_disconnect_done)  "AbortCall,   same_state"

fsm define ivr_fsm CALLCOMES

3 комментария:

  1. Простите великодушно, а что за параметр ckp?
    Для чего он, что за абревиатура?

    ОтветитьУдалить
  2. Скрипт отличный!
    Спасибо автору - зараб\отал сразу и без глюков.
    Запускал на cisco 2921, но для отладки использовал tftp, a не flash

    ОтветитьУдалить
  3. Автор на свой блог не заглядывает?
    Печально...

    ОтветитьУдалить